Как работает ЭРА-ГЛОНАСС и тревожная кнопка в автомобиле, как пользоваться системой, как ЭРА-ГЛОНАСС спасает жизнь рассказали журналисты газеты «Московский комсомолец».
Давно ли вы разговаривали со своей машиной? А она с вами? Особенно в минуты, когда вам совсем плохо и одиноко? Если вдруг это случится, не падайте в обморок: вот уже без малого два года в России повсеместно и бесплатно внедряется новый сервис для водителей, приобретших новые автомобили, – вызов экстренных служб. Даже если человек, попавший в аварию, уже не в состоянии дотянуться рукой до спасительной кнопки, установленной над панелью управления, машина заговорит с ним первой, спросит, что случилось и не нужна ли помощь.
О том, как такое чудо (иначе некоторые и не воспринимают новшество) стало возможным, как идет процесс привыкания автолюбителей к возможности вызова экстренных служб через «голос свыше», мы узнали, посетив ФКЦ – фильтрующий контакт-центр Государственной системы экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС.
Ноу-хау родилось еще в 2009 году, когда Россия сформировала на орбите свою навигационную спутниковую группировку ГЛОНАСС – этакое всевидящее космическое око. Сначала 24 летающих вокруг Земли спутника использовались исключительно для навигации, но потом ученым пришла в голову мысль: а не использовать ли эту функцию и для спасения людей, попавших в аварию на дороге? Ведь очень часто, особенно в отдаленных от центра регионах, помощь при ДТП приходит не так быстро, как хотелось бы, травмированные водители часто не сообщают точных данных о своем местонахождении, а порой и вообще не могут ничего сообщить… А ведь известно, что быстро оказанная медицинская помощь может на 50 процентов снизить статистику смертности на дорогах. Изобретатели решили облегчить процесс информирования экстренных служб реагирования об авариях путем быстрого обнаружения местоположения машины и связи спасателей с водителем или с его транспортным средством..
ЭРА-ГЛОНАСС | СпейсТим
Для этого потребовалось оборудовать машину маленькой коробочкой, объединившей в себе и навигационное устройство, и мобильный телефон. Устройство устанавливается глубоко в автомобиль, а водитель и пассажиры видят в салоне одну-единственную, но очень нужную кнопку.
– По сути, мы являемся универсальным сотовым оператором, – поясняет руководитель фильтрующего контакт-центра Роман Рулев. – Та сим-карта, что встроена в прибор, может обеспечивать вызов по любой из сотовых сетей, которую она автоматически выбирает в той или иной местности нашей необъятной родины по максимальному уровню сигнала. Система работает в двух режимах.
Кнопка на все случаи выживания
Первый запускается по инициативе самого водителя: если он в сознании, то нажимает кнопку самостоятельно. Машина тут же связывает его с оператором системы экстренного реагирования, которому следует сообщить о том, что произошло и какая требуется помощь. Местоположение, а также марку и цвет машины оператор видит сразу на мониторе своего компьютера (последние данные заносятся в систему на этапе изготовления или регистрации автомобиля).
Каких только случаев не фиксировали операторы системы ЭРА-ГЛОНАСС за неполных два года работы: и лобовые столкновения, и наезды на людей, на лосей, возгорания, падения деревьев, затопления… Были даже вызовы из авто, уносимых льдинами или заваленных снегом на перевалах в Якутии.
– Очень много вызовов приходит от замерзающих на трассах пассажиров, – рассказывает Роман. – Помню случай, когда человек гнал новую машину из Читы на Дальний Восток по большому перегону. Вдруг посередине пути мотор заглох. Водитель жмет на спасительную кнопку. «Какой километр трассы?» – спрашивает оператор, а водитель и не успел этого заметить. К счастью, помогло автоматическое определение координат, и помощь пришла через 10 минут. Наши девушки, которые все время были на связи с пострадавшим до прибытия «скорой», вспоминали, как мужчина сказал им тогда: «Если бы помощь пришла на 15 минут позже, я бы замерз насмерть».
Иногда водители, в чьих машинах есть спасительная кнопка, помогают совершенно незнакомым людям. Рассказывает один из операторов Елизавета Дрючина: «Из Башкирии как-то приняли вызов от мужчины, который увидел лежащую на дороге сбитую женщину. Он оказался случайным свидетелем, мы быстро определили место происшествия и передали вызов в дежурную часть МВД».
Выжила та женщина или нет – система уже не фиксирует; задача ее – ускорять передачу информации оперативным службам.
Бывают, к сожалению, и такие случаи, когда даже максимальное ускорение не помогает. Рассказывает Роман Рулев: «Вызов из Ханты-Мансийского автономного округа. Водитель, будучи явно в нетрезвом состоянии, нажал кнопку и говорил всего 12 секунд. Оператору сквозь крики о помощи, мат, причитания о только что купленной машине было слышно, как салон заполняет вода. Получается, машина с водителем скатывалась в воду прямо у нее «на глазах». Пока девушка перезванивала спасателям, в трубке раздался последний «буль»… Машину нашли только через два месяца, ее унесло далеко по течению реки».
Но тем не менее все, кто столкнулся с работой виртуальных спасателей, высоко оценили значение маленького невидимого устройства, спрятанного за обшивкой.
«Вдруг раздался голос свыше»
Теперь расскажем о втором режиме спасения на дороге, при котором машина автоматически передает данные спасателям при столкновении с другим транспортным средством или опрокидывании. Такое самостоятельное общение авто со службами ЭРЫ обеспечивают акселерометры, фиксирующие довольно сильные удары по всем осям координат транспортного средства. В таких случаях оператор вместо ручного вызова и голосового сообщения от водителя видит на экране компьютера информацию о превышении пороговых значений удара.
– Такие вызовы требуют особого внимания, – говорит Роман, – потому что свидетельствуют о том, что человек в машине, подавшей сигнал, уже сам не в состоянии позвать на помощь. Вспоминается случай, при котором, если бы не наша система, пострадавших в ДТП могли бы и не найти. На диспетчерский пульт поступил автоматический вызов из «БМВ». Оператор, который в этом случае все равно пытается связаться с людьми вербально, ответа не получил. Когда спасатели выехали на место, которое мы им указали… машину не обнаружили. Оказалось, что в момент получения нами сигнала об ударе она находилась еще на дороге, а потом начала скатываться по откосу, переместившись в итоге на 300 метров. Только после повторного определения нами ее местоположения мы передали оперативным службам уточненные координаты. В машине находились мужчина и женщина – оба в бессознательном состоянии.
При аварии, даже не слишком серьезной, человеку достаточно получить небольшой удар по голове, как он сразу теряется в пространстве: начинает паниковать, иногда не может передать оператору, где находится и сколько человек в машине, а то и просто отключается на время, и ЭРА в таких случаях оказывается незаменимым спутником.
Очень запомнился сотрудникам случай, произошедший в Ростове-на-Дону еще 21 января 2016 года, когда система только отрабатывалась. Диспетчер получает автоматический вызов, поднимает трубку и слышит какие-то непонятные звуки, видимо, падающего в кювет автомобиля, человеческий хрип, стоны, потом – тишина. Как всегда в таких случаях, зачитывает информацию… Теперь – рассказ со стороны потерпевшего: «Слетаю я ночью в кювет, ударяюсь сильно головой о панель, машина обесточена, ничего сказать от полученного шока не могу и лежу, не двигаюсь, в кромешной темноте какого-то глубокого оврага. И вдруг – словно гром среди ясного неба – откуда-то сверху слышу голос: «Оператор системы ЭРА-ГЛОНАСС – слушаю вас». После этого нового потрясения я начинаю потихоньку приходить в себя, осознавать, где я, что я, восстанавливаю картину произошедшего, общаясь с невидимой девушкой на фоне звенящей тишины… Помощь пришла через 7–10 минут».
Когда губернаторы становятся спасателями
С момента начала работы операторы системы отработали 563 138 вызовов (на 9.00 21.12.2017 г.). Из них только 5936 вызовов потребовали привлечения служб экстренного реагирования, то есть чуть больше 1% (это примерно 40–45 вызовов в сутки). Такой отсев «боевых», как их называют операторы, вызовов от ложных — еще одно объяснение необходимости их службы. Этим они помогают спасателям, у которых и без того по тысяче вызовов в день.
Можно сказать, что люди еще только привыкают к новой госуслуге и не всегда ведут себя с ней правильно, то есть совершают вызовы не по делу.
По словам оператора Елизаветы, они принимают в день по нескольку сотен звонков от владельцев авто, которые просто знакомятся с системой и жмут на тревожную кнопку почем зря, а при ответе дежурного смущаются и шепчут друг другу: «О, смотри, работает…» Часто, ткнув в кнопку пальцем, сваливают это на детей: мол, чадо прыгало по салону и случайно головой нажало… Извиняются потом, обещают больше никого к заветной кнопке не подпускать.
А бывает, что вызывают оператора и специально говорят, что они в Москве на Савеловском вокзале, хотя сами находятся где-то в Черемушках, – тестируют…
– Конечно, мы с пониманием относимся к таким шалостям, – говорит Роман, – это естественно, людям надо привыкнуть к системе. Но мы очень надеемся, что в будущем люди начнут относиться к кнопке на потолке посерьезнее, не отвлекая операторов по пустякам. А то вызывают некоторые и говорят: «Можете со мной поговорить, мне что-то грустно стало?..»
Случаются порой и смешные ситуации, в которые попадают даже известные люди.
Так, месяца четыре назад вице-премьер Дмитрий Рогозин приехал по очень важному делу в Архангельскую область. Целью его была как раз проверка работы служб экстренного реагирования, спасателей. Все местные чиновники, естественно, мобилизовались, чтобы, как говорится, комар носу не подточил… А в это время один из местных жителей выезжает на рыбалку, согревается на берегу горячительным и через некоторое время понимает, что не может выехать: застряла машина. Он жмет на заветную кнопку и сообщает оператору о ситуации. Что тут началось! Рассказывали, что сам замгубернатора на вездеходе, в сопровождении журналистов, помчался искать пострадавшего. Когда нашли, немного опешили: виновник переполоха сладко спал в ожидании помощи.
Впрочем, это было исключением из правил, потому что выпившие люди за рулем чаще всего не соглашаются принять помощь ЭРА-ГЛОНАСС по понятным причинам.
Бывает, что от помощи отказываются просто так, за ненадобностью. Так, например, случилось в Дагестане. Операторы получили информацию из перевернувшейся машины «Лада». Оказалось, все, кто в ней ехал, живы-здоровы, говорят: «Мы перевернулись, но помощь нам не требуется, машину сами поставили на колеса, сейчас поедем обратно».
«Скажите мне цвет моей машины»
Возвращаемся к девушкам-диспетчерам. Раздается сигнал, оператор Елена Астраханцева отвечает: «Оператор системы ЭРА-ГЛОНАСС, слушаю вас».
Дальше я слышу, как она просит позвонившего из Черкесска сообщить о марке и цвете его автомашины.
– Зачем она это делает? – спрашиваю я у Романа.– Ведь у Елены эта информация высветилась на компьютере: «Лада-Калина», цвет желтый…
– Сейчас вы стали свидетелем покупки автомобиля. Покупатель таким образом проверяет функции услуги, правильно ли у нас отображается информация.
Еще звонок. На этот раз – ДТП в Татарстане. Девушка, сидящая за рулем, вся на эмоциях, кричит с досадой на случившееся: «Новая машина, только купили!..» Молодой человек, сидящий рядом, ее успокаивает: «Это всего лишь железо. Слава богу, что мы живы, не переживай». Пока происходит этот диалог, «скорая» и ГИБДД уже мчатся точно на тот участок трассы, откуда поступил вызов.
И все же не всегда наши граждане готовы принять помощь в такой необычной для них форме.
– Я всегда стараюсь просвещать водителей, – говорит Роман. – Садясь в такси, например, и замечая наверху нашу кнопку, всегда спрашиваю шофера: как он думает, что это такое? Какие только варианты люди не выдают! Один говорит: «Мне сказали при покупке никогда на нее не нажимать!», второй: «Нас всех снова обворовали – ничего не работает, а деньги дерут!», третий: «Мы все под колпаком!..» В общем, не выдержал я как-то и без разрешения своего знакомого, который боялся прикасаться к кнопке, взял и нажал на нее. «Что ты делаешь?!» – закричал он и прямо с кулаками на меня бросился. Но наш оператор, чей голос тут же зазвучал в салоне, меня спасла. Нападавший на меня приятель так и замер после этого: вытаращил глаза, открыл рот и сидел так на протяжении нескольких минут. А потом немного отошел и спросил: «Что это было? Зачем это нужно?!»